Раздел V. Налог на прибыль юридических лиц (статьи 126-166)

Раздел V. Налог на прибыль юридических лиц (статьи 126-166)

Раздел VI. Налог на доходы физических лиц (статьи 167-196)

Раздел VI. Налог на доходы физических лиц (статьи 167-196)

Раздел VII. Налог на добавленную стоимость (статьи 197-228)

Раздел VII. Налог на добавленную стоимость (статьи 197-228)

Раздел VIII. Акцизный налог (статьи 229-241)

Статья 229. Налогоплательщики

Плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:
производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;
оказывающие услуги мобильной связи, облагаемые акцизным налогом (подакцизные услуги) на территории Республики Узбекистан; 
осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива, в том числе через автозаправочные станции, а также газа через автозаправочные станции. В целях применения настоящего раздела под конечными потребителями понимаются юридические и физические лица, приобретающие бензин, дизельное топливо и газ для собственных нужд.
импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Узбекистан;
товарищ (участник) договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.
По отдельным видам подакцизных товаров по решению Президента Республики Узбекистан плательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров.

Статья 230. Объект налогообложения

Объектом обложения акцизным налогом являются следующие операции:
1) реализация подакцизных товаров, в том числе:
продажа (отгрузка) товара;
передача заложенных подакцизных товаров залогодателем при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;
передача подакцизных товаров безвозмездно; 
передача подакцизных товаров работодателем наемному работнику в счет заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством, либо учредителю (участнику) юридического лица в счет начисленных дивидендов;
передача подакцизных товаров в обмен на другие товары (работы, услуги) в случаях, предусмотренных законодательством;
2) передача подакцизных товаров в качестве вклада или паевого взноса в уставный фонд (уставный капитал) юридического лица либо вклада товарища (участника) по договору простого товарищества;
3) передача подакцизных товаров участнику (учредителю) при его выходе (выбытии) из юридического лица или в связи с реорганизацией, ликвидацией (банкротством), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, товарищу (участнику) данного договора при выделении его доли из имущества, находящегося в общей собственности товарищей (участников) договора, или разделе такого имущества;
4) передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе, а также передача производителем подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья и материалов, в том числе подакцизных, собственнику давальческого сырья и материалов;
5) передача произведенных и (или) добытых подакцизных товаров для собственных нужд;
6) импорт подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан.
7) реализация конечным потребителям или использование для собственных нужд бензина, дизельного топлива и газа, за исключением сжиженного газа, реализуемого населению для бытовых нужд через специализированные газоснабжающие предприятия; 
8) оказание подакцизных услуг.
Не подлежит обложению акцизным налогом:
1) реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
2) передача подакцизных товаров — продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим «переработка на таможенной территории», при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан;
3) импорт на таможенную территорию Республики Узбекистан подакцизных товаров, ввозимых: 
в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан; 
в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций; 
юридическими лицами за счет средств займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, а также за счет грантов»; 
4) импорт подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан физическими лицами в пределах норм ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом. Предельные нормы ввоза физическими лицами на территорию Республики Узбекистан товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом, устанавливаются законодательством;
5) импорт технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного государственного органа.

Статья 231. Дата совершения налогооблагаемых операций с подакцизными товарами (услугами)

Датой совершения налогооблагаемых операций с подакцизными товарами (услугами), если иное не предусмотрено настоящей статьей, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров (услуг) получателю.
При передаче заложенных подакцизных товаров залогодателем датой совершения оборота по реализации для залогодателя является дата перехода права собственности на предмет залога.
Датой совершения операции по импортируемым подакцизным товарам является дата их таможенного оформления.

Статья 232. Налогооблагаемая база

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены ставки акцизного налога в абсолютной сумме (фиксированные), налогооблагаемая база определяется исходя из объема подакцизных товаров в натуральном выражении. 
По производимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены ставки акцизного налога в процентах (адвалорные), если иное не предусмотрено частями третьей и четвертой настоящей статьи, налогооблагаемой базой является стоимость реализованных подакцизных товаров, не включающая акцизный налог и налог на добавленную стоимость.
По подакцизным товарам, передаваемым в счет заработной платы, начисленных дивидендов, безвозмездно либо в обмен на другие товары (работы, услуги), а также при реализации товаров по ценам ниже себестоимости, налогооблагаемой базой является стоимость, рассчитанная исходя из цены, устанавливаемой налогоплательщиком на момент передачи товаров, но не ниже фактической себестоимости.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья и материалов, налогооблагаемая база включает стоимость работ по производству подакцизных товаров и стоимость давальческого сырья и материалов.
По подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки акцизного налога, состоящие из фиксированной и адвалорной ставок, налогооблагаемая база определяется исходя из объема подакцизных товаров в натуральном выражении и стоимости реализованных подакцизных товаров, не включающей акцизный налог и налог на добавленную стоимость (если иное не предусмотрено частями третьей и четвертой настоящей статьи).
По импортируемым подакцизным товарам, в отношении которых установлены ставки акцизного налога в процентах (адвалорные), налогооблагаемая база определяется на основании таможенной стоимости, определяемой в соответствии с таможенным законодательством.
По подакцизным услугам налогооблагаемой базой является стоимость оказанных подакцизных услуг, не включающая акцизный налог, налог на добавленную стоимость и плату за использование абонентского номера, уплачиваемую юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями). 
При реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа налогооблагаемой базой является объем реализованного и использованного для собственных нужд бензина, дизельного топлива и газа в натуральном выражении.

Статья 233. Корректировка налогооблагаемой базы

Корректировка налогооблагаемой базы у налогоплательщика производится в случаях:
полного или частичного возврата товаров;
изменения условий сделки;
изменения цены, использования скидки покупателем.
Корректировка налогооблагаемой базы, предусмотренная частью первой настоящей статьи, производится в пределах годичного срока, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, — в пределах гарантийного срока.
Корректировка налогооблагаемой базы в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи производится на основании нового счета-фактуры или других документов, подтверждающих наступление случая, указанного в части первой настоящей статьи.
Корректировка дохода от реализации товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, производится в том налоговом периоде, в котором произошли указанные случаи.

Статья 234. Подтверждение экспорта подакцизных товаров

Документами, подтверждающими экспорт подакцизных товаров, являются:
контракт на поставку экспортируемых подакцизных товаров;
грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта;
товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Узбекистан, подтверждающие отправку товаров в страну назначения.

Статья 235. Перечень подакцизных товаров и услуг. Ставки акцизного налога

Перечень подакцизных товаров и услуг утверждается решением Президента Республики Узбекистан. 
Ставки акцизного налога устанавливаются в процентах к стоимости товара или услуги (адвалорные), в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (фиксированные), а также комбинированные, состоящие из адвалорной и фиксированной ставок.

Статья 236. Порядок исчисления налога

Исчисление акцизного налога производится исходя из налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии со статьей 232 настоящего Кодекса, и установленных ставок акцизного налога.
При реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа сумма акцизного налога учитывается в цене реализуемого бензина, дизельного топлива и газа. При использовании бензина, дизельного топлива и газа для собственных нужд сумма исчисленного акцизного налога относится на расходы налогоплательщик.

Статья 238. Налоговый период

Налоговым периодом является месяц.

Статья 239. Порядок представления расчета

Расчет акцизного налога представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за налоговым периодом, за исключением случаев реализации бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции. При реализации бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции расчет представляется в органы государственной налоговой службы по месту нахождения автозаправочных станций.

Статья 240. Порядок уплаты налога

Уплата акцизного налога производится не позднее сроков сдачи расчетов.
Уплата акцизного налога по импортируемым товарам осуществляется в сроки, установленные таможенным законодательством. 
По импортируемым подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, акцизный налог уплачивается до приобретения акцизных марок.

Статья 241. Маркировка подакцизных товаров акцизными марками

Производимые на территории Республики Узбекистан, а также импортируемые на ее таможенную территорию табачные изделия и алкогольные напитки подлежат обязательной маркировке акцизными марками в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Раздел VIII. Акцизный налог (статьи 229-241)

Раздел IX. Налоги и специальные платежи для недропользователей (статьи 242-256)

Раздел IX. Налоги и специальные платежи для недропользователей (статьи 242-256)

Раздел X. Налог за пользование водными ресурсами (статьи 257-264)

Статья 257. Налогоплательщики

Плательщиками налога за пользование водными ресурсами являются следующие лица, осуществляющие водопользование или водопотребление на территории Республики Узбекистан: 
юридические лица — резиденты Республики Узбекистан; 
нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение; 
индивидуальные предприниматели, использующие воду для предпринимательской деятельности; 
дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица. 
Юридические лица, осуществляющие поставку воды для водоснабжения населенных пунктов, являются плательщиками налога за пользование водными ресурсами только за воду, используемую для собственных нужд.
Не являются плательщиками налога за пользование водными ресурсами:
некоммерческие организации. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации являются плательщиками налога за пользование водными ресурсами по объемам воды, используемой в предпринимательской деятельности, в порядке, предусмотренном настоящим разделом. При этом не рассматривается в качестве предпринимательской деятельности получение прочих доходов, указанных в статье 132 настоящего Кодекса.
плательщики единого земельного налога, если иное не предусмотрено главой 57 настоящего Кодекса.

 

Статья 258. Объект налогообложения

Объектом налогообложения являются водные ресурсы, используемые из поверхностных и подземных источников.
К поверхностным источникам водных ресурсов относятся: реки, озера, водохранилища, различные виды каналов и прудов, другие поверхностные водоемы и водные источники.
К подземным источникам водных ресурсов относятся воды, извлекаемые при помощи артезианских колодцев и скважин, вертикальной и горизонтальной дренажной сети и других сооружений.

 

Статья 260. Порядок определения налогооблагаемой базы

Объем воды, забранной из поверхностных и подземных источников водных ресурсов, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отраженных в документах бухгалтерского (первичного) учета использования воды.
При использовании воды без измерительных приборов ее объем определяется исходя из лимитов водозабора из водных объектов, технологических и санитарных норм потребления воды, норм полива посевов и зеленых насаждений или других методов, обеспечивающих достоверность данных.
Налогоплательщики ведут раздельный учет объемов использованных водных ресурсов из поверхностных и подземных источников. При использовании воды из водопроводной сети, куда вода поступает из поверхностных и подземных источников водных ресурсов, налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому виду источника. Юридические лица, осуществляющие поставку воды, должны представить в органы государственной налоговой службы сведения о соотношении объемов воды, поступающих в водопроводную сеть из поверхностных и подземных источников водных ресурсов, до 15 января текущего налогового периода. Органы государственной налоговой службы в течение пяти дней должны довести эти данные до сведения налогоплательщиков.
Налогооблагаемая база по выработке горячей воды и пара определяется налогоплательщиком исходя из объема использованных им водных ресурсов для производственных и технических нужд. 
При сдаче части зданий, отдельных помещений в аренду налогооблагаемая база определяется арендодателем, заключившим договор с юридическим лицом, осуществляющим поставку воды. 
Юридические лица, получившие в аренду часть зданий, отдельных помещений и заключившие договор с юридическим лицом, осуществляющим поставку воды, налогооблагаемую базу определяют самостоятельно.
Налогоплательщики при уточнении объема забранной воды в процессе выверки с юридическими лицами по поставке воды разницу объема воды отражают в расчетах в том периоде, в котором произведена выверка.
Налогоплательщики, выполняющие ремонтно-строительные и другие работы на территории юридических лиц, за воду, используемую в процессе выполнения этих работ, налог за пользование водными ресурсами не уплачивают. За объем воды, используемый при выполнении ремонтно-строительных и других работ, налог за пользование водными ресурсами уплачивают юридические лица, для которых выполняются эти работы. При выполнении строительных работ на новой строительной площадке за объем воды, используемый при строительстве, налог за пользование водными ресурсами уплачивает строительная организация.
Сельскохозяйственные предприятия, не являющиеся плательщиками единого земельного налога, налогооблагаемую базу определяют исходя из среднего в целом по хозяйству объема расхода воды на полив одного гектара орошаемых земель за налоговый период.
Для дехканских хозяйств, созданных с образованием и без образования юридического лица, налогооблагаемая база определяется органами государственной налоговой службы в соответствии с порядком, предусмотренным частью девятой настоящей статьи.
При осуществлении плательщиком налога за пользование водными ресурсами видов деятельности, по которым не предусмотрена уплата налога за пользование водными ресурсами, налогооблагаемая база определяется на основе ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого объема водных ресурсов. При невозможности ведения раздельного учета налогооблагаемая база определяется исходя из удельного веса чистой выручки от деятельности, по которой предусмотрена уплата налога за пользование водными ресурсами в общем объеме чистой выручки.

 

Статья 261. Льготы

От налога за пользование водными ресурсами освобождаются:
2) потребители воды, получившие воду от юридических лиц, внесших за нее налог в бюджет;
3) потребители воды, вторично использующие воду, за первичное пользование которой плата была произведена;
4) добровольно ликвидируемые субъекты предпринимательства — юридические лица — со дня уведомления о принятом решении о добровольной ликвидации органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В случае незавершения добровольной ликвидации в установленные законодательством сроки или прекращения процедуры ликвидации и возобновления деятельности настоящая льгота не применяется и сумма налога взимается в полном размере за весь период применения льготы.
При исчислении налога за пользование водными ресурсами налогооблагаемая база уменьшается на объем:
1) минеральной подземной воды, используемой учреждениями здравоохранения в лечебных целях, за исключением объема воды, использованного для реализации в торговой сети;
3) подземных вод, извлеченных в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, за исключением объема воды, использованного для производственных и технических нужд;
4) подземных вод, извлеченных для шахтного водоотлива попутно с добычей полезных ископаемых и обратно закачиваемых в недра для поддержания пластового давления, за исключением объема воды, использованного для производственных и технических нужд;
5) воды, используемой для действия гидравлических турбин гидроэлектростанций;
6) воды, используемой для промывки засоленных земель сельскохозяйственного назначения. 
7) воды, обратно сливаемой тепловыми электрическими станциями и тепловыми электроцентралями.

Статья 262. Налоговый период

Налоговым периодом является календарный год.

 

Статья 263. Порядок исчисления налога

Сумма налога за пользование водными ресурсами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок.
Сумма налога за пользование водными ресурсами для дехканских хозяйств, созданных с образованием и без образования юридического лица, определяется органами государственной налоговой службы исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок.
Расчет налога за пользование водными ресурсами представляется в органы государственной налоговой службы по месту водопользования или водопотребления один раз в год: 
юридическими лицами (за исключением сельскохозяйственных предприятий) — в срок представления годовой финансовой отчетности; 
сельскохозяйственными предприятиями, не перешедшими на уплату единого земельного налога, — до 15 декабря текущего налогового периода; 
нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, а также индивидуальными предпринимателями — до 25 января года, следующего за налоговым периодом.
Платежное извещение об уплате налога за пользование водными ресурсами вручается дехканским хозяйствам, созданным с образованием и без образования юридического лица органами государственной налоговой службы не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

 

Статья 264. Порядок уплаты налога

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением сельскохозяйственных предприятий, не перешедших на уплату единого земельного налога, нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, а также дехканских хозяйств, созданных с образованием и без образования юридического лица, уплачивают текущие платежи по налогу за пользование водными ресурсами. 
Для исчисления размера текущих платежей налогоплательщики до 25 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее тридцати дней со дня государственной регистрации представляют в органы государственной налоговой службы по месту водопользования или водопотребления справку о сумме налога за пользование водными ресурсами за текущий налоговый период, рассчитанной исходя из предполагаемой налогооблагаемой базы (объема использования воды) и установленных ставок налога за пользование водными ресурсами. Налогоплательщики, у которых обязательства по налогу за пользование водными ресурсами возникли в течение налогового периода, справку о сумме налога за пользование водными ресурсами представляют не позднее тридцати дней с даты возникновения налогового обязательства.
Текущие платежи, исчисленные в соответствии с частью второй настоящей статьи, уплачиваются: 
юридическими лицами (за исключением микрофирм и малых предприятий), у которых сумма налога за пользование водными ресурсами за налоговый период составляет более двухсоткратного размера минимальной заработной платы, — не позднее 25 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога за пользование водными ресурсами; 
юридическими лицами, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, у которых сумма налога за пользование водными ресурсами за налоговый период составляет менее двухсоткратного размера минимальной заработной платы, а также микрофирмами, малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями — не позднее 25 числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога за пользование водными ресурсами. 
При изменении в течение налогового периода предполагаемой налогооблагаемой базы налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога за пользование водными ресурсами. При этом текущие платежи за оставшуюся часть налогового периода корректируются на сумму изменения налога за пользование водными ресурсами равными долями. 
Уплата налога за пользование водными ресурсами за налоговый период, с учетом текущих платежей, производится налогоплательщиками, за исключением дехканских хозяйств, созданных с образованием и без образования юридического лица, по месту водопользования или водопотребления не позднее срока представления расчета. 
В случае занижения за налоговый период суммы текущих платежей по налогу за пользование водными ресурсами по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет по расчету, более чем на 10 процентов, орган государственной налоговой службы пересчитывает текущие платежи, исходя из фактической суммы налога за пользование водными ресурсами, с начислением пени. 
Уплата налога за пользование водными ресурсами дехканскими хозяйствами, созданными с образованием и без образования юридического лица, производится один раз в год до 1 мая года, следующего за налоговым периодом.

 

Раздел X. Налог за пользование водными ресурсами (статьи 257-264)

Раздел XI. Налог на имущество (статьи 265-277)

Раздел XI. Налог на имущество (статьи 265-277)

Раздел XII. Земельный налог (статьи 278-294)

Раздел XII. Земельный налог (статьи 278-294)

Раздел XIII. Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (статьи 295-300)

Раздел XIII. Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (статьи 295-300)

Раздел XIV. Налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (статьи 301-304)

Раздел XIV. Налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (статьи 301-304)

Раздел XV. Обязательные платежи в государственные целевые фонды (статьи 305-315)

Раздел XV. Обязательные платежи в государственные целевые фонды (статьи 305-315)

Раздел XVI. Обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд

Раздел XVI. Обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд

Раздел XVII. Государственная пошлина (статьи 326-342)

Статья 326. Общие положения

Государственная пошлина — обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами.
За совершение консульских действий консульскими учреждениями Республики Узбекистан государственная пошлина взимается в виде консульского сбора.
Ставки государственной пошлины устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 327. Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов в уполномоченные на то учреждения и (или) к должностным лицам.

Статья 328. Объекты взимания

Государственная пошлина взимается:
1) с подаваемых в суды по гражданским делам исковых заявлений, заявлений (жалоб) на решения, действия (бездействие) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, с заявлений по делам особого производства, апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на решения судов по гражданским делам, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, с заявлений об оспаривании решений третейского суда, заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на определения суда по гражданским делам по делам об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного третейского суда (арбитража), с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения суда по гражданским делам по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного третейского суда (арбитража), а также за выдачу судами по гражданским делам дубликатов и копий документов; 
2) с подаваемых в экономические суды исковых заявлений, с заявлений о признании банкротами организаций и граждан, с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, с заявлений об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в экономической сфере, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения экономического суда, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, с заявлений об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения экономического суда по делам об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения суда по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража, а также за выдачу экономическими судами дубликатов и копий документов;
21) с подаваемых в административные суды заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов, заявлений (жалоб) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий, об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния, об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения административных судов, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, а также за выдачу административными судами дубликатов и копий документов;
3) за совершение нотариальных действий нотариусами и консулами Республики Узбекистан;
4) за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторного свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и свидетельства в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записи актов гражданского состояния;
5) за выдачу документов на право въезда из-за границы в Республику Узбекистан, о приглашении в Республику Узбекистан; за выдачу или продление вида на жительство; за выдачу визы к иностранному паспорту или заменяющему его документу на право выезда и въезда, а также с заявлений о приеме в гражданство Республики Узбекистан и о выходе из гражданства Республики Узбекистан;
6) за выдачу паспорта гражданина Республики Узбекистан или заменяющих его документов, документов на право выезда за границу гражданам Республики Узбекистан; 
7) за прописку и выписку, учет по месту пребывания граждан Республики Узбекистан, а также за прописку и выписку граждан иностранных государств и лиц без гражданства;
8) за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 
9) за выдачу лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
10) за выдачу разрешения на право охоты.

Статья 329. Освобождение от уплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам

От уплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам освобождаются: 
1) истцы — по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений; 
2) истцы — по искам о взыскании алиментов; 
3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного трудовым увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; 
4) истцы — по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного физическому лицу незаконным осуждением, привлечением к уголовной ответственности, наложением административного взыскания; 
5) истцы — по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; 
6) юридические и физические лица — за выдачу им документов в связи с гражданскими делами по взысканию алиментов; 
7) юридические и физические лица, обратившиеся в случаях, предусмотренных законодательством, в суд с заявлением в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц; 
8) юридические и физические лица — по жалобам на действия (бездействие) государственного исполнителя; 
9) субъекты предпринимательства при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; 
10) потребители — по искам, связанным с нарушением их прав и законных интересов; 
11) государственные органы, осуществляющие контроль за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг), и общественные объединения потребителей — по искам, предъявляемым в интересах потребителей (неопределенного круга потребителей); 
12) истцы — по делам о взыскании вреда, причиненного лесному фонду самовольной рубкой леса и другими нарушениями порядка и условий лесопользования, охраны и защиты лесов; 
13) государственные органы — по искам о сносе самовольной постройки, а также по делам об изъятии у физических лиц в собственность государства принадлежащего им имущества, имеющего историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в случаях бесхозяйственного обращения физических лиц с этим имуществом; 
14) Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления — по искам в интересах членов палаты, в своих интересах, а также по жалобам на решения органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, действия (бездействие) их должностных лиц; 
15) негосударственные некоммерческие организации — при обжаловании в суд неправомерных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы; 
16) Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальные советы по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — по искам в интересах органов самоуправления граждан, а также при обжаловании в суд решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы органов самоуправления граждан; 
17) общественные объединения инвалидов, а также их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения — по всем искам; 
18) территориальные подразделения внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан — по искам, связанным с взысканием излишне (незаконно) выплаченных сумм пенсий и пособий с пенсионеров (получателей пособий); 
19) Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его органы на местах — по искам, предъявленным к переселенцам, не выехавшим к месту переселения или самовольно выехавшим из указанного места, о возмещении расходов, связанных с переселением; 
20) Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и его органы на местах — по искам о возмещении вреда, причиненного природным объектам и комплексам загрязнением окружающей среды, самовольным природопользованием и другими нарушениями порядка и условий пользования и охраны природных ресурсов; 
21) Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан, Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и их органы на местах — по искам о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству нарушением водного законодательства; 
22) орган по регулированию и надзору за страховой деятельностью — по делам, связанным с операциями по обязательному страхованию; 
23) уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг — по искам в целях защиты прав и интересов инвесторов, владельцев ценных бумаг и государства; 
24) органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы — по всем делам и документам, а также за подачу в суд заявлений по делам особого производства; 
25) органы внутренних дел — по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей; 
26) органы прокуратуры — по искам и заявлениям, подаваемым в интересах государства, юридических и физических лиц; 
27) органы юстиции — по искам и заявлениям, подаваемым в интересах государства, юридических и физических лиц; 
28) взыскатель или государственный исполнитель — по делам о возмещении должником расходов по его розыску или розыску его имущества в случае, предусмотренном законом; 
29) Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан — по искам, подаваемым в защиту прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности; 
30) Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов — по искам в интересах фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, а также по жалобам в интересах фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель на решения, действия (бездействие) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, их должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы; 
31) Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и его территориальные органы — по искам и заявлениям, подаваемым в суды в соответствии с полномочиями комитета; 
32) собственники — по делам об обжаловании в суд решений государственных и иных органов, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением права частной собственности; 
33) юридическое лицо, на которого в соответствии с законодательством возложены функции заказчика при строительстве индивидуального жилья по договору с индивидуальным застройщиком в сельской местности по типовым проектам, — по искам о разрешении споров с индивидуальными застройщиками по вопросам строительства индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности; 
34) коммерческие банки, на которые в соответствии с законодательством возложена выдача льготных кредитов на строительство индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам, — по искам о взыскании кредиторской задолженности заемщиков по льготным ипотечным кредитам, выданным для строительства индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности; 
35) акционерные общества с иностранными инвестициями — по искам о нарушении их прав и законных интересов; 
36) субъекты предпринимательства — при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. 
37) Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, его органы на местах — по искам, связанным с нарушением земельного законодательства.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении требований лиц, указанных в пунктах 8 — 10, 32 — 36 части первой настоящей статьи, государственная пошлина взыскивается с этих лиц пропорционально размеру требований, в удовлетворении которых отказано. 

Статья 330. Освобождение от уплаты государственной пошлины в экономических судах

От уплаты государственной пошлины в экономических судах освобождаются: 
1) заявитель и ответчик — по делам о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свой уставный фонд (уставный капитал) в установленный законодательством срок; 
2) истцы — по делам о взыскании вреда, причиненного лесному фонду самовольной рубкой леса и другими нарушениями порядка и условий лесопользования, охраны и защиты лесов, о взыскании сумм лесного дохода (включая убытки и неустойку за нарушение правил отпуска леса на корню, а также штрафы за самовольную порубку леса, сенокошение и пастьбу скота); 
3) Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления — по искам в интересах членов палаты, а также в своих интересах; 
4) Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальные советы по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — по искам в интересах органов самоуправления граждан; 
5) общественные объединения инвалидов, а также их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения — по всем искам; 
6) территориальные подразделения внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан — по искам, в том числе регрессным, о взыскании с организаций средств на выплату пенсий в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»; 
7) орган по регулированию и надзору за страховой деятельностью — по всем делам, связанным с операциями по обязательному страхованию; 
8) Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан, Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и их органы на местах — по искам о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству нарушением водного законодательства; 
9) Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и его органы на местах — по искам о возмещении вреда, причиненного природным объектам и комплексам загрязнением окружающей среды, самовольным природопользованием и другими нарушениями порядка и условий пользования и охраны природных ресурсов; 
10) Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и его территориальные органы — по искам и заявлениям, подаваемым в суды в соответствии с полномочиями комитета; 
11) уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг — по искам в целях защиты прав и интересов инвесторов, владельцев ценных бумаг и государства; 
12) органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы — по всем делам и документам, а также за подачу в суд заявлений по делам особого производства; 
13) органы прокуратуры — по искам и заявлениям, подаваемым в интересах государства, юридических и физических лиц; 
14) органы юстиции — по искам и заявлениям, подаваемым в интересах государства, юридических и физических лиц; 
15) взыскатель или государственный исполнитель — по искам о возмещении должником расходов по его розыску или розыску его имущества в случае, предусмотренном законом; 
16) государственные органы и организации, выступающие в качестве основных заемщиков по кредитам международных и зарубежных правительственных финансовых организаций, предоставленным по межправительственным соглашениям, — по искам о взыскании образовавшейся задолженности к субзаемщикам; 
17) государственные органы и организации, выступающие покупателями по договорам поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, — по искам, связанным с невыполнением договорных обязательств поставщиками (подрядчиками); 
18) Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан — по искам, подаваемым в защиту прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности; 
19) Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов — по искам в интересах фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель; 
20) заявитель и ответчик — по делам о применении мер правового воздействия; 
21) акционерные общества с иностранными инвестициями — по искам о нарушении их прав и законных интересов; 
22) субъекты предпринимательства — при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. 
23) Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, его органы на местах — по искам, связанным с нарушением земельного законодательства. 
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении требований лиц, указанных в пунктах 21 и 22 части первой настоящей статьи, государственная пошлина взыскивается с этих лиц пропорционально размеру требований, в удовлетворении которых отказано.

Статья 3301. Освобождение от уплаты государственной пошлины в административных судах

От уплаты государственной пошлины в административных судах освобождаются: 
1) субъекты предпринимательства — при обращении в суд на решения, действия (бездействие) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, их должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; 
2) Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления — по заявлениям в интересах членов палаты, а также в своих интересах на решения, действия (бездействие) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, их должностных лиц; 
3) негосударственные некоммерческие организации — при обжаловании в суд неправомерных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы; 
4) Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальные советы по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — при обжаловании в суд решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы органов самоуправления граждан; 
5) общественные объединения инвалидов, а также их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения — при обжаловании в суд неправомерных решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы; 
6) органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы — по всем делам и документам; 
7) органы прокуратуры — по заявлениям, подаваемым в интересах государства, юридических и физических лиц; 
8) органы юстиции — по заявлениям, подаваемым в интересах государства, юридических и физических лиц; 
9) юридические и физические лица — по заявлениям (жалобам) на действия (бездействие) государственного исполнителя; 
10) Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов — по заявлениям (жалобам) в интересах фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель на решения, действия (бездействие) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, их должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы; 
11) собственники — по делам об обжаловании в суд решений государственных и иных органов, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением права частной собственности; 
12) акционерные общества с иностранными инвестициями — по заявлениям (жалобам) о нарушении их прав и законных интересов; 
13) стороны — по делам о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации. 
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении требований лиц, указанных в пунктах 1, 9, 11, 12 части первой настоящей статьи, государственная пошлина взыскивается с этих лиц пропорционально размеру требований, в удовлетворении которых отказано.

Статья 331. Освобождение от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий

От уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий освобождаются: 
1) лица — за свидетельствование верности копий документов, необходимых для получения государственных пенсий и пособий, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);
2) лица — за удостоверение их завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства, а также в пользу юридических лиц;
3) органы государственной налоговой службы и финансовые органы — за выдачу им свидетельств (дубликата свидетельств) о праве государства на наследство, а также за все документы, необходимые для получения этих свидетельств (дубликата свидетельств);
4) общественные объединения инвалидов, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения — по всем нотариальным действиям;
5) лица — за выдачу им свидетельства о праве на наследство:
на имущество лиц, погибших при защите Родины, в связи с выполнением иных государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
на жилой дом (квартиру) или пай в жилищно-строительном кооперативе, если они проживали совместно, были прописаны на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (квартире) после смерти наследодателя;
на вклады в банках, на страховые суммы по договорам личного и имущественного страхования, облигации государственных займов, суммы заработной платы; 
на имущественные права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения, селекционного достижения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральных микросхем, а также на имущественные права исполнителя на исполнение; 
на суммы вознаграждения за создание и использование произведения науки, литературы и искусства, изобретения, селекционного достижения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральных микросхем, а также за создание и использование исполнений. 
6) лица — за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;
7) матери — за свидетельствование верности копий документов по делам о награждении их орденами и медалями за многодетность;
8) школы-интернаты — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности за содержание их детей в школе-интернате;
9) финансовые органы — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности за содержание их детей в специализированных школах Министерства народного образования Республики Узбекистан;
10) наследники физических лиц, которые были застрахованы за счет предприятий и организаций на случай смерти и гибели от несчастного случая на производстве, — за выдачу свидетельства, подтверждающего право наследования страхового вознаграждения;
11) лица, страдающие хронической душевной болезнью, над которыми установлена опека в установленном законодательством порядке, — за получение свидетельства о наследовании ими имущества;
12) Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его органы на местах — за удостоверение трудовых договоров, заключаемых в порядке организованного набора работников;
13) инвалиды войны 1941—1945 годов, лица, раненные на фронтах войны 1941—1945 годов, и члены семей лиц, погибших или без вести пропавших на фронтах войны 1941—1945 годов, участники войны 1941—1945 годов и лица, раненные при защите Родины и исполнении служебных обязанностей в Советской Армии, лица, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан, а также лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, и лица, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, а в случае их гибели— члены их семей — за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;
14) Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан — за совершение исполнительных надписей о взыскании вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским и смежным правам; 
15) лица — за выдачу им свидетельства о праве на наследство страховых сумм по обязательному страхованию пассажиров и страхового возмещения по обязательному страхованию имущества, принадлежащего гражданам;
16) наследники, продолжающие деятельность в фермерском хозяйстве, — за выдачу им свидетельства о праве на наследство имущества фермерского хозяйства;
17) наследники, продолжающие деятельность в дехканском хозяйстве, созданном с образованием и без образования юридического лица, — за выдачу им свидетельства о праве на наследство имущества дехканского хозяйства;
18) товарищества частных собственников жилья, коммунально-эксплуатационные организации — за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности по внесению обязательных взносов и оплате коммунальных услуг.

Статья 333. Освобождение от уплаты государственной пошлины при оформлении документов для выезда за границу и выдаче паспорта гражданина Республики Узбекистан

От уплаты государственной пошлины освобождаются граждане Республики Узбекистан:
1) за выдачу дипломатического паспорта;
2) за выдачу разрешения для выезда за границу:
в случае смерти близких родственников или посещения мест их захоронения;
при вызове их в зарубежные суды в соответствии с договорами (соглашениями) об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам в качестве стороны, свидетелей и экспертов по гражданским и уголовным делам;
3) за выдачу удостоверения гражданина Республики Узбекистан, не достигшего шестнадцатилетнего возраста;
4) находящиеся на полном государственном обеспечении — за выдачу паспорта гражданина Республики Узбекистан.
От уплаты государственной пошлины освобождаются граждане Республики Узбекистан и в случае внесения каких-либо изменений в документы, указанные в пунктах 1—3 части первой настоящей статьи.

Статья 334. Освобождение от уплаты консульского сбора

Консульские сборы не взимаются:
1) при наличии международного договора Республики Узбекистан об отказе от взимания консульских сборов;
2) по делам репатриации граждан Республики Узбекистан;
3) за визирование иностранных дипломатических паспортов на основе взаимности;
4) за истребование и легализацию документов о трудовом стаже, социальном обеспечении граждан, по делам о взыскании алиментов;
5) с сотрудников (членов их семей) постоянных представительств иностранных государств, представительств международных межправительственных организаций и правительственных организаций иностранных государств, представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций, аккредитованных или зарегистрированных в установленном порядке;
6) с представителей прессы (членов их семей), аккредитованных в установленном порядке;
7) с граждан иностранных государств, сопровождающих гуманитарную помощь;
8) с детей до шестнадцати лет; 
9) с граждан иностранных государств, следующих в Республику Узбекистан по приглашению Президента Республики Узбекистан, палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также бюджетных организаций, если по условиям контракта расходы, связанные с получением виз, возложены на принимающую сторону;
10) в случаях, предусмотренных статьями 331, 332 и 333 настоящего Кодекса.

 

Статья 335. Освобождение от уплаты государственной пошлины при совершении прочих действий

От уплаты государственной пошлины за прописку и выписку либо учет по месту пребывания освобождаются:
престарелые и инвалиды, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
учащиеся школ-интернатов, академических лицеев и профессиональных колледжей, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитиях.
Государственная пошлина за государственную регистрацию дехканских хозяйств, акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий, обособленных подразделений негосударственных некоммерческих организаций(представительств и филиалов), зарегистрированных в Республике Узбекистан а также товариществ частных собственников жилья не взимается. 

 

Статья 336. Порядок уплаты и зачисления государственной пошлины

Государственная пошлина уплачивается до совершения действий, за которые взимается государственная пошлина, если иное не установлено настоящим разделом, в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой государственного органа и организации, которым производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 337, 338, 339 и 340 настоящего Кодекса.
Государственная пошлина, за исключением части, оставляемой в распоряжении государственного органа, за услуги которого взимается государственная пошлина, на основании платежных документов зачисляется в бюджет.
В случае оставления части государственной пошлины в распоряжении государственного органа государственная пошлина уплачивается на единый счет с последующим распределением средств между бюджетом и государственным органом по нормативам, установленным законодательством.
Размер государственной пошлины, оставляемой в распоряжении государственного органа, определяется законодательством. 
При подаче в суд искового заявления по имущественному спору, а также при нотариальном удостоверении договора купли-продажи, дарения, мены имущества, оформлении прав на наследство, в случаях если цена иска, сумма договора или наследственная масса определяется в иностранной валюте, государственная пошлина в случаях, предусмотренных законодательством, может взиматься в иностранной валюте в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 337. Особенности взимания государственной пошлины в судах

С подаваемых в суды исковых заявлений, с заявлений по делам особого производства, с жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений, подаваемых в суды, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения судов, а также за выдачу судами копий документов государственная пошлина взимается в следующем порядке:
исковые заявления о признании договоров недействительными, о расторжении договоров или об изменении и дополнении их условий оплачиваются по ставкам, установленным для заявлений по преддоговорным спорам, независимо от того, оспаривается ли договор в целом или только в какой-либо части;
со встречных исковых заявлений, а также с заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями государственная пошлина взимается на общих основаниях.
При замене судом первоначального истца с его согласия другим лицом это лицо должно уплатить государственную пошлину на общих основаниях.
В случаях выбытия из дела первоначального истца и замены его правопреемником государственная пошлина взыскивается с правопреемника пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если она не была уплачена первоначальным истцом.
В случае выделения судьей одного или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По выделенному отдельно производству государственная пошлина вторично не уплачивается.
По повторно предъявленным заявлениям, которые ранее были оставлены без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях. Если в связи с оставлением заявления без рассмотрения государственная пошлина подлежала возврату, но не была возвращена, к повторно предъявляемому заявлению может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины, если не истек срок исковой давности в соответствии с гражданским законодательством со дня зачисления ее в бюджет.
Цена иска, по которому исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в установленных случаях — судом в соответствии с гражданским процессуальным и экономическим процессуальным законодательством.
Если в момент подготовки дела к разбирательству истец подал заявление о прекращении дела о взыскании алиментов, то в этих случаях государственная пошлина с ответчика не взимается.
При уменьшении истцом исковых требований внесенная государственная пошлина не пересчитывается.
При увеличении суммы иска недостающая сумма государственной пошлины уплачивается в соответствии с увеличенной суммой иска.
При освобождении истца от уплаты государственной пошлины в случае удовлетворения иска государственная пошлина взимается с ответчика в доход государства (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в соответствии с присужденной суммой иска.
При предъявлении иска совместно несколькими истцами к одному или нескольким ответчикам государственная пошлина исчисляется исходя из общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований.
Исходя из общей суммы иска государственная пошлина взимается также в случаях:
предъявления иска одним истцом к нескольким ответчикам;
объединения судьей, принимающим исковые заявления, в одно производство нескольких однородных требований.
При полном или частичном удовлетворении иска, предъявленного к нескольким ответчикам одним или несколькими истцами, освобожденными от уплаты государственной пошлины, взыскание государственной пошлины производится по решению суда отдельно с каждого ответчика исходя из присужденной суммы долга. Если такой иск предъявлен несколькими истцами к одному ответчику, государственная пошлина взимается с ответчика в бюджет исходя из общей присужденной суммы долга.
В случае, когда суд привлекает другое лицо в качестве второго ответчика и присуждает часть суммы иска с одного, а остальную часть со второго ответчика, и если при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она исчисляется с общей удовлетворенной суммы иска и взимается в бюджет с каждого ответчика пропорционально размеру присужденной с него суммы иска.
В случаях когда истец, освобожденный от уплаты государственной пошлины, не поддерживает своих требований вследствие добровольного полного или частичного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, сумма государственной пошлины подлежит взысканию в бюджет с ответчика по определению суда. 
В случаях когда истец в заявлении не указывает сумму иска, судья, принимая исковое заявление, предварительно устанавливает размер подлежащей уплате государственной пошлины исходя из предположительной цены иска. Если при вынесении судом решения общая сумма иска увеличивается, государственная пошлина исчисляется исходя из увеличенной суммы иска. При этом образовавшаяся разница подлежит взиманию в доход бюджета с истца или при полном удовлетворении иска — с ответчика. В таком же порядке исчисляется государственная пошлина, когда суд в установленных законодательством случаях в зависимости от обстоятельств дела выходит за пределы заявленных истцом требований. В этих случаях при частичном удовлетворении иска государственная пошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части, а остальная часть государственной пошлины подлежит взиманию с истца.
При принятии судом решения о праве наследования имущества государственная пошлина исчисляется судом исходя из общей стоимости имущества и взыскивается с каждого наследника пропорционально его доле. 
Исковые заявления о праве собственности на имущество, об истребовании имущества, о признании права на долю в имуществе, о выделении доли из общего имущества и об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества подлежат оплате государственной пошлиной исходя из стоимости этого имущества либо его доли.
Исковые заявления, носящие одновременно имущественный и неимущественный характер, оплачиваются отдельно по каждому требованию государственной пошлиной по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, и по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера.
К исковым заявлениям неимущественного характера относятся требования, не подлежащие стоимостной оценке (об освобождении самовольно занятых помещений, о предоставлении площади в натуре, споры, связанные с понуждением принять передаточный баланс и другие).
С исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом имущества государственная пошлина взимается за расторжение брака и за раздел имущества.
К исковым заявлениям (заявлениям, жалобам), предъявляемым повторно после устранения условий, послуживших основанием к возвращению искового заявления (заявления, жалобы), во избежание повторной уплаты государственной пошлины может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
В случаях когда заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, при удовлетворении иска государственная пошлина взыскивается с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если он не освобожден от ее уплаты.
В случае отказа в удовлетворении или частичном удовлетворении требований, заявленных освобожденными от уплаты государственной пошлины государственными органами и иными лицами в интересах юридических и физических лиц, государственная пошлина взыскивается с лиц, в интересах которых заявлено требование, пропорционально той части заявленных требований, в удовлетворении которой отказано.
В случаях когда по одному платежному поручению государственная пошлина перечислена за несколько дел, подлежащих рассмотрению в данном суде, поручение прилагается к одному из дел. В остальных делах производится отметка о сумме государственной пошлины, уплаченной по данному делу, и указывается дело, в котором находится платежное поручение. 
При отмене судебного приказа государственная пошлина, внесенная взыскателем, не возвращается. При предъявлении взыскателем иска к должнику в порядке искового производства она засчитывается в счет подлежащей оплаты государственной пошлины. 
Юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, по определению суда может быть предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при отсутствии денежных средств, подтвержденном обслуживающим банком. Подтверждение банка должно быть датировано не ранее трех дней до даты обращения в суд.
При обращении акционеров в экономический суд с иском о нарушении их прав и законных интересов по спорам, вытекающим из деятельности акционерного общества, акционерам предоставляется отсрочка по уплате государственной пошлины с последующим ее взысканием с виновной стороны.

 

Статья 338. Особенности взимания государственной пошлины за выполнение нотариальных действий

За выполнение нотариальных действий государственными нотариальными конторами государственная пошлина взимается при совершении нотариальных действий, а за выдачу дубликата документов, имеющихся в делах нотариальных контор, копий документов — при их выдаче. 
Государственная пошлина по сделкам, по которым одна сторона освобождается от уплаты государственной пошлины, уплачивается полностью другой стороной. 
В случаях, когда денежные суммы для принятия на депозит государственной нотариальной конторы поступают по почте или из банка, причитающиеся суммы государственной пошлины удерживаются из поступивших денег, а их остаток принимается на депозит. Удержанные суммы государственной пошлины зачисляются в бюджет при очередной сдаче государственной нотариальной конторой в банк депозитных сумм под квитанцию банка, которая хранится в делах нотариальной конторы. 
За нотариальные действия, совершаемые вне помещения государственной нотариальной конторы, государственная пошлина взимается в двойном размере, за исключением нотариальных действий, совершаемых в помещениях органов самоуправления граждан в ходе выездных приемов нотариусов, а также нотариального удостоверения доверенностей лиц, находящихся в местах лишения свободы или содержащихся под стражей. 
В тех случаях, когда имеется несколько наследников (в том числе наследников по закону, по завещанию и имеющих право на обязательную долю в наследстве), государственная пошлина исчисляется с доли наследства, причитающейся каждому наследнику. 
При наличии несовершеннолетних наследников (в том числе не являющихся детьми наследников) государственная пошлина взимается только с совершеннолетних наследников пропорционально их доле в наследстве. 
Если по заявлению наследников свидетельство о праве на наследство выдается на часть наследственного имущества, государственная пошлина исчисляется по ставке, установленной для той части имущества, которая указывается в выдаваемом свидетельстве. При выдаче в дальнейшем свидетельства на остальную часть имущества государственная пошлина исчисляется с общей стоимости имущества, а к уплате предъявляется разница между исчисленной суммой и суммой, уплаченной за выдачу первого свидетельства. 
В тех случаях, когда часть наследственного имущества переходит к наследникам по завещанию при наличии одновременно других наследников по закону, государственная пошлина с части имущества по завещанию исчисляется отдельно, а с части остального имущества — в общем порядке. 
В тех случаях, когда из имущества, наследуемого по закону и по завещанию, выделяется обязательная доля наследства, государственная пошлина исчисляется с части всего имущества, переходящего по праву наследования по закону, включая и обязательную долю. 
За повторные свидетельства о праве на наследство, выдаваемые на основании судебных решений о недействительности прежних свидетельств, государственная пошлина взимается на общих основаниях. При этом сумма государственной пошлины, уплаченная за первичное свидетельство, подлежит возврату или, по заявлению налогоплательщика, зачету в счет суммы, причитающейся за выдачу нового свидетельства, если не истек срок исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством, со дня зачисления сумм в бюджет. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении любого договора, признанного судом недействительным. 
При записи повторных свидетельств и договоров в реестре государственной нотариальной конторы в соответствующей графе указывается, когда и в какой сумме была взыскана государственная пошлина и где имеется запись о ее взыскании. При этом к основным документам, остающимся в делах нотариальной конторы, должны быть приложены решения суда о признании недействительными соответствующих свидетельств и договоров. 
За выдачу свидетельства о праве на наследство сертификатов и аккредитивов, выдаваемых кредитными организациями, государственная пошлина взимается на общих основаниях. 
За выдачу свидетельства о праве на наследство имущества, приобретенного при совместной жизни супругов и оставшегося после смерти одного из супругов, государственная пошлина взимается с той части имущества, которая фактически переходит по наследству. 
При совершении нотариальных действий, за которые государственная пошлина взимается пропорционально, исчисление ее производится с суммы, показанной сторонами, с соблюдением правил, установленных настоящей статьей. 
За удостоверение договоров отчуждения жилых домов, квартир, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, сумма государственной пошлины исчисляется исходя из их общей площади. За удостоверение договоров отчуждения отдельных категорий недвижимого имущества в городе Ташкенте и Ташкентской области Кабинетом Министров Республики Узбекистан может быть установлен иной порядок исчисления государственной пошлины. 
При удостоверении договоров, в которых указана минимальная и максимальная сумма, государственная пошлина исчисляется и взимается исходя из максимальной суммы. 
По договорам мены государственная пошлина исчисляется с имущества, стоимость которого выше. 
При удостоверении договора имущественного найма, по условиям которого в сумме платежей учитывается стоимость возводимых нанимателем строений и других сооружений, оборудования помещений, а также стоимость производимого нанимателем капитального ремонта и т.д., сумма, с которой исчисляется и взимается государственная пошлина, определяется с учетом производимых стоимостных затрат. 
По исполнительным надписям причитающаяся за совершение надписи сумма государственной пошлины в случае освобождения взыскателя от ее уплаты взыскивается с должника при взыскании долга по надписи.

 

Статья 339. Порядок уплаты консульского сбора

Консульский сбор уплачивается до совершения консульских действий. Консульские сборы зачисляются в доход бюджета. Уплаченные суммы консульских сборов возврату не подлежат.
Порядок исчисления, взимания и зачисления в бюджет сумм консульских сборов, а также на специальные банковские счета дипломатического представительства и консульского учреждения Республики Узбекистан консульских сборов, уплаченных за границей, устанавливается Министерством финансов Республики Узбекистан, Центральным банком Республики Узбекистан и Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

 

Статья 340. Особенности взимания государственной пошлины другими государственными органами и организациями

За регистрацию актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается при регистрации актов, а за выдачу повторных свидетельств — при их выдаче. 
Государственная пошлина за оформление документов на право выезда за границу, приглашения в Республику Узбекистан, за внесение изменений в эти документы, а также за выдачу или продление вида на жительство, удостоверения лица без гражданства либо за выдачу визы к паспортам иностранных граждан или заменяющим их документам на право выезда или въезда уплачивается до получения соответствующих документов, а с заявлений о приеме в гражданство Республики Узбекистан и о выходе из гражданства — до подачи этих заявлений.
За выдачу документов на право въезда из-за границы и выезда за границу, за выдачу или продление вида на жительство, удостоверения лица без гражданства, с заявлений о приеме в гражданство Республики Узбекистан и о выходе из гражданства Республики Узбекистан, а также документов на право выезда за границу гражданам, направляемым предприятиями, учреждениями и организациями за границу по служебным командировкам, государственная пошлина уплачивается этими предприятиями, учреждениями и организациями в установленном порядке.
При поездках жен и детей совместно с командированными работниками за границу на весь срок их командировки государственная пошлина взимается в том же порядке и размерах, как и с самих командированных. В случае же обычной поездки членов семьи в гости к командированному за границу государственная пошлина взимается на общих основаниях.
За выдачу иностранным гражданам виз на выезд из Республики Узбекистан государственная пошлина взимается с каждого лица, достигшего шестнадцатилетнего возраста, независимо от того, выдается на каждое лицо отдельная виза или же общая виза на несколько лиц.
За прописку и учет по месту пребывания граждан Республики Узбекистан, за выдачу разрешения на право охоты государственная пошлина уплачивается при выдаче документа.

 

Статья 341. Учет уплаты и поступлений государственной пошлины

Платежные поручения на безналичное перечисление государственной пошлины, квитанции о приеме денег в уплату государственной пошлины приобщаются к соответствующим материалам, остающимся в делах государственных органов и организаций, взимающих государственную пошлину. 
В реестре для регистрации нотариальных действий указывается сумма внесенной государственной пошлины, дата и номер документа об уплате государственной пошлины.
В случаях освобождения плательщиков от уплаты государственной пошлины делается отметка в соответствующих документах (реестрах, книгах и т. п.) с приложением копий подтверждающих документов за исключением случаев удостоверения доверенностей на получение пенсий и пособий.
Учет поступлений государственных пошлин осуществляется государственными органами и организациями, взимающими государственную пошлину, в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан по согласованию с соответствующими государственными органами.
Отчет по поступлениям государственной пошлины представляется государственными органами и организациями, взимающими государственную пошлину, в органы государственной налоговой службы по месту нахождения ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

 

Статья 342. Порядок возврата государственной пошлины

Государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично в случаях:
1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем требуется по законодательству;
2) возвращения или отказа в принятии судом искового заявления (заявления, жалобы), а также отказа государственных нотариальных контор в совершении нотариальных действий; 
3) возвращения или отказа в принятии апелляционной, кассационной и надзорной жалобы;
31) не поступления в суд искового заявления (заявления, жалобы) или апелляционной, кассационной и надзорной жалобы, оплаченной государственной пошлиной;
4) прекращения производства по делу, если оно не подведомственно суду;
5) оставления заявления без рассмотрения, если оно подано недееспособным лицом;
51) оставления заявления без рассмотрения, если в производстве суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; 
52) оставления заявления без рассмотрения, если между сторонами заключено третейское соглашение о передаче данного спора на разрешение третейского суда; 
53) оставления заявления без рассмотрения, если между сторонами заключено медиативное соглашение;
6) смерти лица, участвовавшего в деле, если спорное правоотношение не допускает правопреемства;
7) несоблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон и возможность такого урегулирования утрачена;
8) внесения государственной пошлины за регистрацию расторжения брака, производимого по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, если расторжение брака не производилось в связи с примирением супругов или неявкой одного из них;
9) если юридическое лицо, участвующее в деле, ликвидировано;
10) отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа;
11) отказа в выдаче документа на право выезда за границу гражданам Республики Узбекистан.
Государственная пошлина может быть возвращена полностью или частично и в иных случаях, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Возврат сумм государственной пошлины производится по письменному заявлению плательщика или на основании судебных решений. Для возврата суммы государственной пошлины заявитель должен обратиться в соответствующий государственный орган или организацию, взыскавшую государственную пошлину. При подтверждении руководителем государственного органа или организации, взыскавшей государственную пошлину, правомерности возврата государственный орган или организация и другие ее получатели в соответствии с законодательством возвращают соответственно части суммы от государственной пошлины, ранее зачисленные на свои счета. В свою очередь, государственный орган или организация в письменной форме направляет в соответствующий орган государственной налоговой службы оповещение о возврате части суммы от государственной пошлины, подлежащей возврату, ранее зачисленной в доходы бюджета.
Возврат сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном законодательством.

 

Раздел XVII. Государственная пошлина (статьи 326-342)

Раздел XVIII. Таможенные платежи (статьи 343-344)

Статья 343. Общие положения

При осуществлении таможенного дела таможенные органы взимают установленные таможенным законодательством таможенные платежи.
Плательщики, порядок исчисления, уплаты, возврата и взимания таможенных платежей, а также льготы по таможенным платежам определяются таможенным законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Порядок исчисления и уплаты акцизного налога и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан, а также льготы по данным налогам определяются настоящим Кодексом.

 

Статья 344. Виды таможенных платежей

При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан и в других случаях, установленных таможенным законодательством, уплачиваются следующие виды таможенных платежей:
таможенная пошлина;
налог на добавленную стоимость;
акцизный налог;
таможенные сборы. Перечень таможенных сборов и их ставки устанавливаются законодательством.

 

Раздел XVIII. Таможенные платежи (статьи 343-344)

Раздел XIX. Сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг (статьи 345-347)

Статья 345. Налогоплательщики

Плательщиками сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке торговлю товарами и оказание услуг, по которым введен сбор, если иное не предусмотрено законодательством.

 

Статья 346. Объект налогообложения

Объектом сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг является перечень товаров и услуг, устанавливаемый законодательством.

 

Статья 347. Порядок исчисления и уплаты сбора

Сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг исчисляется в пределах месячного размера установленных законодательством ставок сбора. 
Конкретная ставка сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг определяется представительными органами государственной власти на местах и не может превышать предельных ставок, установленных законодательством.
Сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг уплачивается ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Расчет по сборам за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг представляется налогоплательщиками в органы государственной налоговой службы по месту осуществления деятельности: 
получившими соответствующее разрешительное свидетельство (решение органа исполнительной власти на местах) в течение года — не позднее десяти дней со дня выдачи разрешительного свидетельства (решения органа исполнительной власти на местах); 
действующими — ежегодно до 15 января отчетного года. 

 

Раздел XIX. Сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг (статьи 345-347)

Раздел XX. Упрощенный порядок налогообложения (статьи 348-375)

Раздел XX. Упрощенный порядок налогообложения (статьи 348-375)

Раздел XXI. Особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (статьи 376-392)

Раздел XXI. Особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (статьи 376-392)

Нам доверяют