Глава 5. Общие правила исполнения налогового обязательства

Статья 34. Налоговое обязательство

Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика, возникающее в соответствии с налоговым законодательством.

Налогоплательщик во исполнение налогового обязательства обязан:

в случаях, установленных настоящим Кодексом, встать на учет в органах государственной налоговой службы;

 Комментарий

См. статьи 77 — 81, 84 настоящего Кодекса.

определять и вести учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

 Комментарий

См. статьи 39, 41-42 настоящего Кодекса.

составлять финансовую и налоговую отчетность и представлять ее в органы государственной налоговой службы;

 Комментарий

См. статьи 43 — 46 настоящего Кодекса, Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».

своевременно и в полном размере уплачивать налоги и другие обязательные платежи.

 Комментарий

 

См. статью 48 настоящего Кодекса.

Статья 35. Порядок исполнения налогового обязательства

Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно налогоплательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами это возлагается на иное лицо.

 Комментарий

См. части первую, вторую статьи 51, части третью — пятую статьи 52, часть вторую статьи 186, статью 188, часть третью статьи 305 настоящего Кодекса.

Налоговое обязательство юридического лица по его обособленным подразделениям должно исполняться данными обособленными подразделениями самостоятельно в случае, если они наделены обособленным имуществом и имеют самостоятельный баланс.

См. предыдущую редакцию.

При передаче имущества в доверительное управление налоговое обязательство налогоплательщика, являющегося учредителем управления, может исполняться доверительным управляющим, если эта обязанность будет возложена на него учредителем управления.

(часть третья статьи 35 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 года № ЗРУ-196 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 512)

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства к налогоплательщику применяются меры по его обеспечению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

 Комментарий

 

См. статьи 59 — 65 настоящего Кодекса.

Статья 36. Сроки исполнения налогового обязательства

Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в сроки, установленные настоящим Кодексом.

 Комментарий

См. статью 61, части первую, третью, шестую, седьмую статьи 164, часть первую статьи 188, части первую, третью, пятую статьи 193, статьи 226, 240, часть третью статьи 247, статью 251, часть вторую статьи 253, часть седьмую статьи 254, части третью, пятую, седьмую статьи 264, части третью, пятую, седьмую, девятую, десятую статьи 271, часть одиннадцатую статьи 277, статью 286, часть шестую статьи 294, части четвертую, седьмую статьи 300, часть четвертую статьи 304, часть четвертую статьи 310, части четвертую, пятую, восьмую–десятую статьи 311, часть третью статьи 315,часть третью статьи 319, часть первую 325, часть первую статьи 336, часть первую статьи 338, часть первую статьи 339, статью 340, часть третью статьи 347, часть пятую статьи 360, часть пятую статьи 369, часть четвертую статьи 375 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик вправе исполнить налоговое обязательство досрочно.

Сроки для исполнения налогового обязательства определяются календарной датой или истечением периода времени (год, квартал, месяц, декада и день).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Налоговое обязательство должно быть исполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока исполнения налогового обязательства.

Если последний день срока исполнения налогового обязательства приходится на выходной (нерабочий) день, днем окончания срока считается следующий за ним первый рабочий день.

Статья 37. Прекращение налогового обязательства

Налоговое обязательство физического лица прекращается:

с его смертью;

со вступлением в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

 Комментарий

См. статью 36 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, статью 217 Граждаского процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Налоговое обязательство юридического лица прекращается:

после его ликвидации;

 Комментарий

См. статью 53, часть одиннадцатую статьи 55 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

после его реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица), слияния, разделения и преобразования.

 Комментарий

См. статью 49 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Статья 38. Срок исковой давности по налоговому обязательству

Орган государственной налоговой службы может начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода.

Налогоплательщик вправе потребовать зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода.

 Комментарий

См. статьи 56 — 58 настоящего Кодекса.

Течение срока исковой давности по налоговому обязательству приостанавливается, прерывается и восстанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

 Комментарий

См. статьи 156 — 160 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, абзацы первый, третий пункта 7 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Глава 5. Общие правила исполнения налогового обязательства

Глава 6. Определение и ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением

Статья 39. Определение и учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением

Объект налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, по каждому виду налога и другого обязательного платежа определяются в соответствии с Особенной частью настоящего Кодекса.

 Комментарий

См. статьи 127, 169, 198, 230, 244, 249, 258, 266, 273, 280, 288, 296, часть первую статьи 302, статьи 306, 313, 317, 322, 328, 346, 355, 365, часть первую статьи 372, часть вторую статьи 392 настоящего Кодекса.

Доходы налогоплательщиков и соответствующие вычеты по ним для исчисления налогов и других обязательных платежей отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты и даты поступления денег (метод начисления).

 

Учет имущества производится в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Статья 40. Определение объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в отдельных случаях

В случае утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации органы государственной налоговой службы могут определять суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджет и государственные целевые фонды, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках, в порядке, устанавливаемом Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Министерством финансов Республики Узбекистан.

 Комментарий

См. Положение о порядке определения суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджет и государственные целевые фонды, в случае утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации (рег. № 2110 от 31,05,2010 г.).

См. предыдущую редакцию.

Если взаимосвязанные юридические лица применяют в своих коммерческих и финансовых отношениях цены, отличающиеся от цен, которые применялись бы между невзаимосвязанными юридическими лицами, при определении объекта налогообложения, налогооблагаемая база по которому исчисляется на основании цены реализации товаров (работ, услуг), органы государственной налоговой службы используют цены, которые применялись бы между невзаимосвязанными юридическими лицами.

Взаимосвязанными являются юридические лица:

зарегистрированные в Республике Узбекистан, и их учредители (участники, члены), являющиеся юридическими лицами иностранных государств;

иностранных государств и их учредители (участники, члены), являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Узбекистан;

зарегистрированные в Республике Узбекистан, и юридические лица иностранных государств, учредителями (участниками, членами) которых являются одни и те же юридические или физические лица.

 

(статья 40 дополнена частями второй и третьей Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № ЗРУ-241 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 556)

Статья 41. Учетная документация. Составление и хранение учетной документации

Учетная документация представляет собой первичные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогов и других обязательных платежей.

 Комментарий

См. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».

Учетная документация составляется на бумажных и (или) электронных носителях и хранится до истечения срока исковой давности по налоговому обязательству, установленному статьей 38 настоящего Кодекса.

При реорганизации юридического лица обязательства по хранению учетной документации реорганизованного юридического лица возлагаются на его правопреемника.

 Комментарий

См. статью 50 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

При ликвидации юридического лица учетная документация передается в соответствующий государственный архив в порядке, определяемом законодательством.

 Комментарий

 

См. статью 55 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Статья 42. Раздельный учет и правила его ведения

Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, для которых настоящим Кодексом предусмотрен разный порядок налогообложения, обязаны вести раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.

 Комментарий

См. часть шестую статьи 221, часть третью статьи 260, часть третью статьи 268, часть четвертую статьи 313, часть четвертую статьи 317, часть вторую статьи 348, статью 353, часть восьмую статьи 363, часть третью статьи 371, часть четвертую статьи 379, часть первую статьи 380, часть третью статьи 389 настоящего Кодекса.

Раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, ведется налогоплательщиками на основании данных бухгалтерского учета.

Все доходы и расходы, отнесенные к определенному виду деятельности, должны подтверждаться соответствующей учетной документацией.

Раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, может вестись пропорциональным методом или методом прямого учета.

Метод ведения раздельного учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, определяется учетной политикой юридического лица на весь календарный год и не может изменяться в течение года.

При пропорциональном методе учета доходы, расходы и другие объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, относятся к определенному виду деятельности пропорционально доле чистой выручки от реализации по этим видам деятельности в общей сумме чистой выручки от реализации.

При применении метода прямого учета доходы, расходы и другие объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, относятся к тому виду деятельности, с осуществлением которого они связаны. При этом доходы, расходы и другие объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, которые невозможно отнести ни к одному из видов деятельности, относятся к определенному виду деятельности пропорциональным методом учета.

Глава 6. Определение и ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением

Глава 7. Налоговая отчетность

Статья 43. Понятие налоговой отчетности

Налоговая отчетность — документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и другого обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям, составляется по форме, утверждаемой Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Министерством финансов Республики Узбекистан.

 Комментарий

 

См. пункт 1 постановления Министерства финансов, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 4 марта 2013 года №№ 23, 2013-8 «Об утверждении форм налоговой отчетности» (рег. № 2439 от 22.03.2013 г.).

Статья 44. Составление налоговой отчетности

Налоговая отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу.

 Комментарий

См. статьи 5, 6 Закона Республики Узбекистан «Об электронном документообороте», Положение о порядке представления финансовой и налоговой отчетности посредством телекоммуникационных каналов связи в органы государственной налоговой службы (рег. № 2808 от 12.07.2016 г.).

См. предыдущую редакцию.

Налоговая отчетность должна быть подписана налогоплательщиком, а также заверена его печатью, если это юридическое лицо не является субъектом малого предпринимательства. Налоговая отчетность, представленная в виде электронного документа, подтверждается электронной цифровой подписью налогоплательщика.

 Комментарий

См. абзац второй статьи 3 Закона Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи».

(часть вторая статьи 44 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 — СЗ РУ, 2015 г., № 33, ст. 439)

См. предыдущую редакцию.

При реорганизации или ликвидации налогоплательщика — юридического лица на каждого реорганизуемого или ликвидируемого налогоплательщика составляется отдельная налоговая отчетность с начала налогового периода до дня завершения реорганизации или ликвидации на основании передаточного акта, разделительного баланса либо ликвидационного баланса соответственно. Указанная отчетность представляется в течение трех рабочих дней со дня утверждения передаточного акта, разделительного баланса или ликвидационного баланса. Положения настоящей части не распространяются на юридические лица, реорганизуемые путем преобразования, а также присоединения другого юридического лица.

(часть третья статьи 44 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 года № ЗРУ-196 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 512)

 Комментарий

См. статьи 51, 55 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

См. предыдущую редакцию.

В случае добровольной ликвидации субъекта предпринимательства — юридического лица отдельная налоговая отчетность на него составляется с начала налогового периода до даты уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры ликвидации.

(статья 44 дополнена частью четвертой Законом Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 года № ЗРУ-196 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 512)

 Комментарий

См. постановление Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года № ПП-630 «О совершенствовании порядка добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства».

 

Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика. 

Статья 45. Порядок представления налоговой отчетности

Налоговая отчетность представляется налогоплательщиком в сроки, установленные настоящим Кодексом.

Налоговая отчетность представляется в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика. Налоговая отчетность по отдельным видам налогов также представляется налогоплательщиком по месту пообъектной постановки на учет в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

См. предыдущую редакцию.

Крупные налогоплательщики, независимо от местонахождения, представляют налоговую отчетность в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам.

(часть третья статьи 45 в редакции Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508 — Национальная база данных законодательства, 25.12.2018 г., № 03/18/508/2365 — Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Физические лица представляют налоговую декларацию в орган государственной налоговой службы по месту жительства.

 Комментарий

См. статьи 191, 192 настоящего Кодекса.

См. предыдущую редакцию.

Налогоплательщики, если иное не предусмотрено частью пятой настоящей статьи, вправе представлять налоговую отчетность по своему усмотрению:

(абзац первый части четвертой статьи 45 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ЗРУ-379 — СЗ РУ, 2014 г., № 49, ст. 579)

явочным порядком;

по почте заказным письмом;

по телекоммуникационным каналам в виде электронного документа.

См. предыдущую редакцию.

Субъекты предпринимательства представляют налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам в виде электронного документа.

(статья 45 дополнена частью пятой Законом Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ЗРУ-379 — СЗ РУ, 2014 г., № 49, ст. 579)

Датой представления налоговой отчетности в орган государственной налоговой службы является:

при представлении налоговой отчетности явочным порядком — дата принятия налоговой отчетности органом государственной налоговой службы;

при представлении налоговой отчетности по почте заказным письмом — дата отправки почтового отправления, указанная на штемпеле организации связи;

при представлении налоговой отчетности в виде электронного документа — дата получения электронного документа органом государственной налоговой службы.

 Комментарий

См. Положение о порядке представления финансовой и налоговой отчетности посредством телекоммуникационных каналов связи в органы государственной налоговой службы (рег. № 2808 от 12.07.2016 г.).

Орган государственной налоговой службы не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, представляемой явочным порядком, и обязан по требованию налогоплательщика сделать на копии налоговой отчетности отметку о дате принятия отчетности.

При принятии налоговой отчетности в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам орган государственной налоговой службы обязан передать налогоплательщику подтверждение о приеме отчетности в электронном виде.

 Комментарий

См. пункт 8 Положения о порядке представления финансовой и налоговой отчетности посредством телекоммуникационных каналов связи в органы государственной налоговой службы (рег. № 2808 от 12.07.2016 г.).

Налоговая отчетность принимается без предварительного камерального контроля и без обсуждения ее содержания.

 Комментарий

См. статью 70 настоящего Кодекса.

Налоговая отчетность считается не представленной в орган государственной налоговой службы, если в ней:

не указан либо неверно указан идентификационный номер налогоплательщика;

не указан налоговый период и (или) сумма налога или другого обязательного платежа;

нарушены требования к составлению налоговой отчетности, установленные статьями 43 и 44 настоящего Кодекса.

При представлении налоговой отчетности по неустановленной форме орган государственной налоговой службы в течение трех дней со дня ее получения направляет налогоплательщику письменное уведомление об этом и возвращает ее на доработку с указанием конкретных замечаний.

В случае представления исправленной налоговой отчетности до истечения установленного срока ее представления меры ответственности к налогоплательщику не применяются.

 Комментарий

 

См. части первую-вторую статьи 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, статью 115 настоящего Кодекса.

Статья 46. Представление уточненной налоговой отчетности

См. предыдущую редакцию.

Налогоплательщик, самостоятельно выявивший ошибки, относящиеся к периоду, за который налоговая отчетность уже представлена в органы государственной налоговой службы, имеет право в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленного статьей 38 настоящего Кодекса, представить уточненную налоговую отчетность за тот же период. Данная норма не применяется в случаях, если уточненная налоговая отчетность, предусматривающая уменьшение суммы налогов и других обязательных платежей, представляется за период, проверенный органами государственной налоговой службы в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии).

(часть первая статьи 46 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № ЗРУ-241 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 556)

См. предыдущую редакцию.

(часть вторая статьи 46 исключена Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2013 года № ЗРУ-359 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 685)

Если сумма исчисляемого налога или другого обязательного платежа по уточненной налоговой отчетности превышает сумму налога или другого обязательного платежа, исчисленного и уплаченного по ранее представленной налоговой отчетности, то к налоговым обязательствам по уплате соответствующего налога или другого обязательного платежа добавляется данное отклонение с начислением пени.

 Комментарий

См. статью 120 настоящего Кодекса.

См. предыдущую редакцию.

Если сумма исчисляемого налога или другого обязательного платежа по уточненной налоговой отчетности меньше суммы налога или другого обязательного платежа, начисленного и уплаченного по ранее представленной налоговой отчетности, то со дня представления уточненной налоговой отчетности в лицевой карточке отражается уменьшение суммы налога или другого обязательного платежа на величину отклонения. Образовавшиеся излишне уплаченные суммы налогов, других обязательных платежей, пени подлежат зачету или возврату в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(часть четвертая статьи 46 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № ЗРУ-241 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 556)

 Комментарий

 

См. статьи 56 — 58 настоящего Кодекса.

Статья 47. Срок хранения налоговой отчетности

См. предыдущую редакцию.

Налоговая отчетность хранится в органах государственной налоговой службы и у налогоплательщика в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, определенного статьей 38 настоящего Кодекса.

(часть первая статьи 47 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 года № ЗРУ-196 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 512)

См. предыдущую редакцию.

 

(часть вторая статьи 47 исключена Законом Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 года № ЗРУ-196 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 512)

Глава 7. Налоговая отчетность

Глава 8. Уплата налогов и других обязательных платежей

Статья 48. Обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей

Обязательством по уплате налогов и других обязательных платежей считается обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог или другой обязательный платеж, а также погасить имеющуюся налоговую задолженность при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Комментарий

См. части четвертую, пятую статьи 50, части четвертую — восьмую статьи 52, статьи 54-55, часть вторую статьи 56, статьи 60 — 65 настоящего Кодекса.

См. предыдущую редакцию.

Обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей считается исполненным с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога или другого обязательного платежа при наличии достаточных денежных средств на счете налогоплательщика, а при уплате налога или обязательного платежа наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в банк или в кассу уполномоченного органа. Обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей также считается исполненным при предоставлении налогоплательщиком органам государственной налоговой службы копии платежных документов о перечислении суммы доначисленных налогов и других обязательных платежей на депозитные счета соответствующих правоохранительных органов.

(часть вторая статьи 48 в редакции Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2013 года № ЗРУ-359 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 685)

Налог или другой обязательный платеж не считается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога или другого обязательного платежа, а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк платежного поручения этот налогоплательщик имеет неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с актами законодательства исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

 Комментарий

См. статью 784 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей может быть исполнено также путем зачета в порядке, установленном главой 10 настоящего Кодекса.

Обязательство налогового агента по перечислению удержанных сумм в бюджет или государственные целевые фонды считается исполненным в соответствии с частями второй и четвертой настоящей статьи.

Уплата налогов и других обязательных платежей производится в национальной валюте, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в иностранной валюте.

 Комментарий

См. часть вторую статьи 193, часть восьмую статьи 336 настоящего Кодекса, Ставки пошлин, тарифы сборов и иных неналоговых платежей, взимаемых в иностранной валюте министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 августа 1993 года № 423.

Сумма налога или другого обязательного платежа уплачивается налогоплательщиком в сроки, установленные настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка и (или) рассрочка уплаты налога и (или) обязательного платежа, а также пени.

Неисполнение или исполнение налогоплательщиком налогового обязательства с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, является основанием для применения к нему мер по обеспечению исполнения налогового обязательства.

 Комментарий

См. статьи 59, 62 — 65 настоящего Кодекса.

В случаях, когда исчисление налогооблагаемой базы производится органами государственной налоговой службы, в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей возникает с даты получения письменного требования органа государственной налоговой службы.

 Комментарий

См. часть десятую статьи 260 настоящего Кодекса.

Налоги и другие обязательные платежи, а также финансовые санкции зачисляются в бюджет и государственные целевые фонды в следующем порядке:

основная сумма;

начисленная пеня;

штрафы.

Статья 49. Учет уплаты налогов и других обязательных платежей

Учет уплаты налогов и других обязательных платежей ведется налогоплательщиками в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

 Комментарий

См. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».

Налогоплательщик вправе требовать составления акта сверки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей с органом государственной налоговой службы. Орган государственной налоговой службы не вправе отказать налогоплательщику в составлении акта сверки.

Статья 50. Уплата налогов и других обязательных платежей при ликвидации юридического лица

При принятии решения о ликвидации юридического лица, за исключением случаев добровольной ликвидации, ликвидатор в течение пятидневного срока в письменной форме сообщает об этом в орган государственной налоговой службы. При принятии решения о добровольной ликвидации юридического лица орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, уведомляет об этом орган государственной налоговой службы в порядке, установленном законодательством.

 Комментарий

См. статью 54 Гражданского кодекса Республики Узбекситан, постановление Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года № ПП-630 «О совершенствовании порядка добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства».

Юридическое лицо обязано представить в орган государственной налоговой службы отчеты и расчеты по налогам и другим обязательным платежам одновременно с представлением ликвидационного баланса.

При ликвидации юридического лица налоговое обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей исполняется ликвидатором за счет денежных средств этого юридического лица, в том числе полученных от реализации его имущества, в порядке очередности, установленной актами законодательства.

Налоговое обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей, а также пени и штрафов, возникающее в период ликвидации юридического лица, исполняется по мере возникновения в сроки и порядке, установленные настоящим Кодексом.

Налоговая задолженность ликвидируемого юридического лица, непогашенная в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, признается безнадежной.

Если ликвидируемое юридическое лицо имеет суммы излишне уплаченных налогов или других обязательных платежей, то указанные суммы подлежат зачету или возврату в порядке, установленном главой 10 настоящего Кодекса.

См. предыдущую редакцию.

При признании экономическим судом юридического лица банкротом на весь период ликвидационного производства приостанавливается начисление налога на имущество, земельного налога, а также пени и штрафов по ранее начисленным и не взысканным налогам и другим обязательным платежам.

(часть седьмая статьи 50 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)

См. предыдущую редакцию.

Основанием для приостановления начисления налога на имущество, земельного налога, а также пени и штрафов по ранее начисленным и не взысканным налогам и другим обязательным платежам является решение экономического суда о признании юридического лица банкротом.

(часть восьмая статьи 50 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)

См. предыдущую редакцию.

В случае прекращения производства по делу о банкротстве и восстановления платежеспособности юридического лица, с даты принятия решения экономического суда о прекращении производства по делу о банкротстве производится начисление налогов и других обязательных платежей, предусмотренных в части седьмой настоящей статьи.

(часть девятая статьи 50 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)

 Комментарий

 

См. абзац первый пункта 42 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Статья 51. Уплата налогов и других обязательных платежей при реорганизации юридического лица

Налоговое обязательство реорганизованного юридического лица по уплате налогов и других обязательных платежей исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

 Комментарий

См. статью 50 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Исполнение налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованным юридическим лицом.

 Комментарий

См. статью 50 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, абзацы второй, третий пункта 42 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его налоговых обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей для правопреемника (правопреемников) этого юридического лица.

Установление правопреемника (правопреемников), а также доли участия правопреемников в исполнении налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей юридического лица осуществляется в соответствии с законодательством.

Суммы излишне уплаченных юридическим лицом до его реорганизации налогов и других обязательных платежей подлежат переносу на лицевую карточку правопреемника (правопреемников) этого юридического лица не позднее одного месяца со дня завершения его реорганизации.

 

Распределение суммы налоговой задолженности или излишне уплаченного юридическим лицом до его реорганизации налога или другого обязательного платежа между правопреемниками реорганизованного юридического лица производится в соответствии с долей каждого правопреемника.

Статья 52. Уплата налогов и других обязательных платежей в случаях смерти налогоплательщика, признания его безвестно отсутствующим или недееспособным

Обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей умершего физического лица исполняется его наследником (наследниками), принявшим наследуемое имущество умершего, в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве не позднее одного года со дня принятия наследства. На наследника (наследников) не распространяется обязанность по уплате причитающихся с умершего физического лица пени и (или) штрафов.

 Комментарий

См. часть первую статьи 1113, статью 1118 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

В случае когда сумма налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей умершего физического лица превышает стоимость наследуемого имущества, остающаяся сумма задолженности по уплате налога или другого обязательного платежа умершего физического лица признается безнадежной.

В случае отсутствия наследника налоговая задолженность умершего физического лица считается безнадежной.

В случае смерти физического лица, имеющего налоговую задолженность, орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет физического лица и (или) месту нахождения его имущества обязан в течение тридцати дней с момента получения информации о наследнике (наследниках) умершего сообщить ему (им) о наличии налоговой задолженности.

Налоговая задолженность физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, имеющим в соответствии с законодательством право управлять имуществом безвестно отсутствующего за счет имущества безвестно отсутствующего.

 Комментарий

См. статьи 33, 34 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет имущества недееспособного лица.

 Комментарий

См. статьи 30, 32 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Налоговая задолженность физического лица, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, при недостаточности (отсутствии) имущества этого физического лица в части, превышающей стоимость указанного имущества, признается безнадежной.

При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным либо принятии решения о признании физического лица дееспособным действие ранее списанной налоговой задолженности возобновляется независимо от срока исковой давности.

 Комментарий

См. часть третью статьи 30, статью 35 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

См. предыдущую редакцию.

Задолженность умершего физического лица по уплате налога на доходы физических лиц, фиксированного налога и единого социального платежа признается безнадежной.

 

(часть девятая статьи 52 в редакции Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508 — Национальная база данных законодательства, 25.12.2018 г., № 03/18/508/2365 — Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Статья 53. Исполнение банками платежных поручений на перечисление налогов и других обязательных платежей, а также инкассовых поручений о взыскании налогов и других обязательных платежей

Банки обязаны исполнять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налога и (или) другого обязательного платежа, а также в порядке, установленном настоящим Кодексом, инкассовые поручения соответствующего уполномоченного органа о взыскании налогов и других обязательных платежей в порядке очередности, установленном актами законодательства.
Перечислением сумм налогов и других обязательных платежей признается зачисление их на счет соответствующего бюджета или государственного целевого фонда.
Платежное поручение на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей или инкассовое поручение соответствующего уполномоченного органа об их взыскании в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд исполняется банком не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения или инкассового поручения с учетом положений частей четвертой и пятой настоящей статьи. Плата за обслуживание по инкассовому поручению по таким операциям не взимается.
При наличии денежных средств на счетах налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение платежных поручений на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей или инкассовых поручений соответствующего уполномоченного органа об их взыскании в соответствующий бюджет или государственные целевые фонды.
При отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или их недостаточности для исполнения платежного поручения на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей или инкассовых поручений соответствующего уполномоченного органа об их взыскании в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд, такие поручения исполняются по мере поступления денежных средств на указанные счета не позднее следующего операционного дня после каждого такого поступления, в порядке очередности, установленном актами законодательства.
В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка поручения налогоплательщика на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей, инкассового поручения соответствующего уполномоченного органа об их взыскании с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей.

Глава 8. Уплата налогов и других обязательных платежей

Глава 9. Отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов и других обязательных платежей

Статья 54. Общие условия предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов и других обязательных платежей

Отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов и других обязательных платежей предоставляется в виде:

налоговых каникул, за счет изменения срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей их уплатой;

переноса срока уплаты на более поздний срок с единовременной или поэтапной уплатой налоговой задолженности.

Налоговые каникулы предоставляются:

добросовестным налогоплательщикам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, – на срок до двадцати четырех месяцев с момента принятия соответствующего решения о предоставлении налоговых каникул. К добросовестным налогоплательщикам относятся налогоплательщики, которые в течение последних двух лет своевременно и в полном объеме исполняли налоговые обязательства;

См. предыдущую редакцию.

плательщикам единого налогового платежа, за исключением предприятий торговли и общественного питания, по уплате единого налогового платежа сроком до одного года с момента их государственной регистрации.

(абзац третий части второй статьи 54 в редакции Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508 — Национальная база данных законодательства, 25.12.2018 г., № 03/18/508/2365 — Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности предоставляется на срок от одного до двадцати четырех месяцев. При этом отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности может производиться в отношении всей или части налоговой задолженности.

Налоговые каникулы добросовестным налогоплательщикам, а также отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности предоставляются Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Налоговые каникулы плательщикам единого налогового платежа предоставляются органами государственной налоговой службы в порядке, установленном Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, направив письменное уведомление, в том числе уведомление через персональный кабинет налогоплательщика, в орган государственной налоговой службы, вправе осуществлять уплату доначисленных по результатам проверок сумм налогов и других обязательных платежей, а также финансовых санкций равными долями в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании.

Начисление пени по налогам и другим обязательным платежам приостанавливается с начала периода действия отсрочки и (или) рассрочки уплаты задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.

Положения настоящей статьи не распространяются на уплату таможенных платежей и государственной пошлины. Отсрочка и (или) рассрочка уплаты таможенных платежей и государственной пошлины осуществляется в порядке и на основаниях, установленных таможенным законодательством и иными актами законодательства.

(статья 54 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ-455 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2017 г., № 03/18/455/0492)

См. предыдущую редакцию.

Статья 55. Прекращение действия отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов и других обязательных платежей

 

Действие отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов и других обязательных платежей прекращается по истечении срока ее предоставления.

 

Действие отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов и других обязательных платежей прекращается досрочно в случаях уплаты налогоплательщиком всей отсроченной и (или) рассроченной суммы налогов и других обязательных платежей до истечения срока предоставления или нарушения налогоплательщиком условий предоставления отсрочки и (или) рассрочки.

 

(статья 55 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ-455 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2017 г., № 03/18/455/0492)

 

Глава 9. Отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов и других обязательных платежей

Глава 10. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей

Статья 56. Зачет излишне уплаченных сумм налога

См. предыдущую редакцию.

Суммой излишне уплаченного налога признается положительная разница между уплаченной и начисленной к уплате суммой налога в бюджет.

(часть первая статьи 56 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ЗРУ-379 — СЗ РУ, 2014 г., № 49, ст. 579)

 Комментарий

См. статью 43 настоящего Кодекса.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности в следующей очередности:

1) в счет погашения пени и штрафов по данному виду налога;

2) в счет погашения задолженности по другим видам налогов;

3) в счет погашения пени и штрафов по другим видам налогов;

4) в счет предстоящих платежей по данному налогу;

5) в счет предстоящих платежей по другим видам налогов.

См. предыдущую редакцию.

Зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения пени и штрафов по данному виду налога производится органом государственной налоговой службы без заявления налогоплательщика, самостоятельно, о чем налогоплательщик в письменной форме, в том числе через его персональный кабинет налогоплательщика уведомляется в течение трех рабочих дней со дня осуществления зачета.

(часть третья статьи 56 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ-455 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2017 г., № 03/18/455/0492)

См. предыдущую редакцию.

Зачет излишне уплаченного налога в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй настоящей статьи, производится Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан при представлении органом государственной налоговой службы заключения о проведении зачета на основании письменного заявления налогоплательщика, в том числе заявления, направляемого через его персональный кабинет налогоплательщика. Орган государственной налоговой службы обязан представить в Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан заключение о проведении зачета в течение трех рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком письменного заявления, в том числе заявления, направляемого через его персональный кабинет налогоплательщика.

(часть четвертая статьи 56 в редакции Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508 — Национальная база данных законодательства, 25.12.2018 г., № 03/18/508/2365 — Вступает в силу с 1 января 2019 года)

См. предыдущую редакцию.

При непредставлении налогоплательщиком письменного заявления, в том числе заявления, направленного через его персональный кабинет налогоплательщика в течение десяти дней с даты представления налоговой отчетности орган государственной налоговой службы может самостоятельно представить в Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан заключение о проведении зачетов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части второй настоящей статьи.

(часть пятая статьи 56 в редакции Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508 — Национальная база данных законодательства, 25.12.2018 г., № 03/18/508/2365 — Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Зачет излишне уплаченной суммы налога производится в течение десяти рабочих дней с даты представления заключения о проведении зачета.

Сумма излишне уплаченного налога не подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности другого налогоплательщика.

 Комментарий

См. пункт 9 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Статья 57. Возврат излишне уплаченных сумм налогов

После проведения зачета в порядке, предусмотренном статьей 56 настоящего Кодекса, оставшаяся сумма излишне уплаченных налогов подлежит возврату путем перечисления денежных средств на банковский счет налогоплательщика.

См. предыдущую редакцию.

Возврат излишне уплаченных сумм налогов производится Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан при представлении органом государственной налоговой службы заключения на возврат, на основании письменного заявления налогоплательщика, в том числе заявления, направленного через его персональный кабинет налогоплательщика, в течение пятнадцати рабочих дней с даты подачи заявления о возврате.

(часть вторая статьи 57 в редакции Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508 — Национальная база данных законодательства, 25.12.2018 г., № 03/18/508/2365 — Вступает в силу с 1 января 2019 года)

 Комментарий

См. пункт 9 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

 Комментарий

См. судебную практику.

Статья 58. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм других обязательных платежей

Суммой излишне уплаченных других обязательных платежей признается положительная разница между уплаченной и начисленной к уплате суммой других обязательных платежей.

Зачет и возврат сумм других обязательных платежей производится соответствующими уполномоченными органами в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативно-правовыми актами.

Зачет и возврат сумм излишне уплаченных таможенных платежей производится таможенными органами в порядке, установленном таможенным законодательством.

 Комментарий

См. главу 49 («Возврат сумм таможенных платежей») Таможенного кодекса Республики Узбекистан.

См. предыдущую редакцию.

Возврат излишне уплаченных сумм других обязательных платежей производится из средств бюджета или государственного целевого фонда, в который была зачислена излишне уплаченная сумма, на основании письменного заявления налогоплательщика, в том числе заявления, направленного через его персональный кабинет налогоплательщика в течение пятнадцати рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления в органы, на которые возложена обязанность по взиманию обязательных платежей.

(часть четвертая статьи 58 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ-455 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2017 г., № 03/18/455/0492)

Глава 10. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей

Глава 11. Исполнение обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей

Статья 59. Обеспечение исполнения обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей

 

Налогоплательщик, имеющий неисполненные обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей, обязан представить платежное поручение на их уплату в обслуживающий банк не позднее срока уплаты налогов и других обязательных платежей, установленного настоящим Кодексом, независимо от наличия денежных средств на его банковском счете.

 

 Комментарий

 

См. часть первую статьи 36, статью 61, части первую, третью, шестую, седьмую статьи 164, часть первую статьи 188, части первую, третью, пятую статьи 193, статьи 226, 240, часть третью статьи 247, статью 251, часть вторую статьи 253, часть седьмую статьи 254, части третью, пятую, седьмую статьи 264, части третью, пятую, седьмую, девятую, десятую статьи 271, часть двенадцатую статьи 277, статью 286, часть шестую статьи 294, части четвертую, седьмую статьи 300, часть четвертую статьи 304, часть четвертую статьи 310, части четвертую, седьмую-десятую статьи 311, часть третью статьи 315, часть третью статьи 319, части первую, третью статьи 325, часть первую статьи 336, часть первую статьи 338, часть первую статьи 339, статью 340, часть третью статьи 347, часть пятую статьи 360, часть пятую статьи 369, часть четвертую статьи 375 настоящего Кодекса.

 

См. предыдущую редакцию.

 

К мерам по обеспечению исполнения обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей относятся:

 

для юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности — требование о погашении налоговой задолженности, направляемое им органом государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей;

 

См. предыдущую редакцию.

 

для физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности, — обращение органа государственной налоговой службы в суд с заявлением о взыскании с физического лица налоговой задолженности после истечения сроков исполнения налоговых обязательств, за исключением случаев, когда сумма налоговой задолженности меньше установленного законодательством минимального размера для обращения взыскания на имущество. При этом меры по обеспечению исполнения обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей применяются также в случае, если сумма налоговой задолженности составляет меньше установленного законодательством минимального размера для обращения взыскания на имущество, но не погашена в течение года после истечения срока уплаты.

 

(абзац третий части второй статьи 59 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № ЗРУ-417 — СЗ РУ, 2016 г., № 52, ст. 598)

 

 Комментарий

 

См. статьи 60, 62 настоящего Кодекса.

 

(часть вторая статьи 59 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2015 года № ЗРУ-398 — СЗ РУ, 2016 г., № 1, ст. 2)

 

Статья 60. Требование о погашении налоговой задолженности

 

См. предыдущую редакцию.

 

Требование о погашении налоговой задолженности оформляется в письменной, в том числе в электронной форме форме и должно содержать:

 

(абзац первый частьи первой статьи 60 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)

 

1) фамилию, имя, отчество или полное наименование налогоплательщика;

 

2) идентификационный номер налогоплательщика;

 

 Комментарий

 

См. статью 78 настоящего Кодекса.

 

3) дату, на которую составлено требование;

 

4) сумму задолженности по налогам и другим обязательным платежам, пене, штрафам, начисленным на момент направления требования;

 

5) меры и сроки принудительного взыскания, которые будут применены в случае неисполнения налогового обязательства после получения требования;

 

 Комментарий

 

См. статью 62 настоящего Кодекса.

 

6) указание о предоставлении актов сверки взаимных расчетов с дебиторами.

 

 Комментарий

 

См. статью 64 настоящего Кодекса.

 

См. предыдущую редакцию.

 

Требование о погашении налоговой задолженности должно быть вручено налогоплательщику или его представителю способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования налогоплательщиком. При наличии у налогоплательщика персонального кабинета налогоплательщика требование о погашении налоговой задолженности может быть направлено ему через его персональный кабинет налогоплательщика.

 

(часть вторая статьи 60 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)

 

См. предыдущую редакцию.

 

В случае когда требование о погашении налоговой задолженности направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным на дату получения заказного письма, указанную в бланке уведомления о вручении почтового отправления.

 

(часть третья статьи 60 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № ЗРУ-241 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 556)

 

 Комментарий

 

См. пункт 12.1 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Форма требования о погашении налоговой задолженности утверждается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан

Статья 61. Сроки исполнения требования о погашении налоговой задолженности

 

См. предыдущую редакцию.

 

(часть первая статьи 61 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2011 года № ЗРУ-313 — СЗ РУ, 2011 г., № 52, ст. 556)

 

См. предыдущую редакцию.

 

В случае непогашения налоговой задолженности юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем в части предпринимательской деятельности в течение десяти дней со дня получения им требования о погашении налоговой задолженности, и если в результате применения мер, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, налоговая задолженность остается непогашенной, органы государственной налоговой службы обращают взыскание на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов, в порядке, установленном статьей 64 настоящего Кодекса.

 

(часть первая статьи 61 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря от 31 декабря 2015 года № ЗРУ-398 — СЗ РУ, 2016 г., № 1, ст. 2)

 

См. предыдущую редакцию.

 

В случае непогашения налоговой задолженности юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем в части предпринимательской деятельности в течение тридцати дней со дня получения им требования о погашении налоговой задолженности и если в результате применения мер, предусмотренных частью первой настоящей статьи, налоговая задолженность в сумме, превышающей установленный законодательством минимальный размер для обращения взыскания на имущество, остается непогашенной, органы государственной налоговой службы обращают взыскание на имущество налогоплательщика в порядке, установленном статьей 65 настоящего Кодекса.

 

(часть вторая статьи 61 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря от 31 декабря 2015 года № ЗРУ-398 — СЗ РУ, 2016 г., № 1, ст. 2)

 

См. предыдущую редакцию.

 

(часть третья статьи 61 исключена Законом Республики Узбекистан от 31 декабря 2015 года № ЗРУ-398 — СЗ РУ, 2016 г., № 1, ст. 2)

 

См. предыдущую редакцию.

 

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика, установленное частью второй настоящей статьи, применяется также в случаях, если сумма налоговой задолженности составляет меньше установленного законодательством минимального размера для обращения взыскания на имущество, но не погашена в течение года после истечения срока уплаты.

 

(статья 61 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № ЗРУ-417 — СЗ РУ, 2016 г., № 52, ст. 598)

 

Статья 62. Меры принудительного взыскания налоговой задолженности

К мерам принудительного взыскания налоговой задолженности относятся:

бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика;

 Комментарий

См. статью 63 настоящего Кодекса.

обращение взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов;

 Комментарий

См. статью 64 настоящего Кодекса.

обращение взыскания на имущество налогоплательщика.

 Комментарий

См. статью 65 настоящего Кодекса, абзац второй пункта 13 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

См. предыдущую редакцию.

В случае непогашения налоговой задолженности юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, утратившим статус индивидуального предпринимателя в части предпринимательской деятельности после принятия всех мер, предусмотренных частью первой настоящей статьи, орган государственной налоговой службы обращается в суд с заявлением о признании его банкротом.

(часть вторая статьи 62 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ-455 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2017 г., № 03/18/455/0492)

 Комментарий

См. статью 57 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, часть вторую статьи 6 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве».

См. предыдущую редакцию.

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности применяются к физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности, на основании судебных актов государственными исполнителями в порядке, установленном законодательством, и на них не распространяются положения статей 63 — 65 настоящего Кодекса.

(часть третья статьи 62 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № ЗРУ-448 —Национальная база данных законодательства, 17.10.2017 г., № 03/17/448/0126)

См. предыдущую редакцию.

(часть четвертая статьи 62 исключена Законом Республики Узбекистан от 29 декабря от 31 декабря 2015 года № ЗРУ-398 — СЗ РУ, 2016 г., № 1, ст. 2)

Меры принудительного взыскания сумм налоговой задолженности, доначисленных по результатам налоговой проверки, приостанавливаются на период обжалования ее результатов налогоплательщиком в соответствии с главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 63. Бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика

Бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика осуществляется путем выставления в банк, обслуживающий его депозитный счет до востребования, инкассового поручения органа государственной налоговой службы о перечислении суммы налоговой задолженности в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд, если иное не предусмотрено частью третьей статьи 62 настоящего Кодекса.

См. предыдущую редакцию.

Инкассовые поручения о перечислении суммы налоговой задолженности выставляются органами государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей.

(часть вторая статьи 63 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № ЗРУ-417 — СЗ РУ, 2016 г., № 52, ст. 598)

В случае полного или частичного неисполнения инкассового поручения органа государственной налоговой службы из-за отсутствия или недостаточности на счете налогоплательщика денежных средств в трехдневный срок со дня его получения копия инкассового поручения с отметкой банка направляется органу государственной налоговой службы и налогоплательщику. Если на момент выставления инкассового поручения налогоплательщик подал в банк платежное поручение на перечисление суммы налоговой задолженности, выставленное инкассовое поручение возвращается банком органу государственной налоговой службы с приложением копии платежного поручения налогоплательщика.

Взыскание суммы налоговой задолженности производится из денежных средств, находящихся на всех банковских счетах налогоплательщика, за исключением тех, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

 Комментарий

См. пункты 14, 37.1 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан».

 

Статья 64. Обращение взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов

См. предыдущую редакцию.

См. предыдущую редакцию.

Юридические лица, не погасившие налоговую задолженность в течение срока, указанного в части первой статьи 61 настоящего Кодекса, обязаны в течение десяти дней со дня получения ими требования о погашении налоговой задолженности представить органам государственной налоговой службы акты сверки взаимных расчетов с дебиторами либо письменное уведомление, в том числе уведомление, направляемое через персональный кабинет налогоплательщика об отсутствии дебиторской задолженности, по которой срок оплаты истек.

(часть первая статьи 64 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)

Органы государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней с даты получения актов сверки взаимных расчетов с дебиторами обращают взыскание на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

(часть первая статьи 64 заменена частями первой и второй Законом Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ЗРУ-379 — СЗ РУ, 2014 г., № 49, ст. 579)

В случае необоснованного отказа дебиторов в подписании акта сверки взаимных расчетов налогоплательщик имеет право представить в органы государственной налоговой службы односторонне подписанные акты сверки с приложением документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности.

См. предыдущую редакцию.

В случае представления налогоплательщиком акта сверки взаимных расчетов, подписанного в одностороннем порядке, орган государственной налоговой службы направляет письменное уведомление, в том числе уведомление через персональный кабинет налогоплательщика дебитору налогоплательщика о наличии у него кредиторской задолженности с приложением акта сверки для подписания и копий документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение этой задолженности.

(часть четвертая статьи 64 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)

См. предыдущую редакцию.

См. предыдущую редакцию.

Дебитор налогоплательщика обязан в течение трех рабочих дней со дня получения письменного уведомления, в том числе уведомления, полученного через персональный кабинет налогоплательщика подписать акт сверки взаимных расчетов либо представить отказ с обоснованием отсутствия указанной в акте сверки задолженности. Если сумма задолженности, признанная дебитором налогоплательщика, отличается от указанной в акте сверки, дебитор обязан в тот же срок представить в орган государственной налоговой службы акт сверки с указанием суммы, признанной им.

(часть пятая статьи 64 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)

См. предыдущую редакцию.

Акт сверки взаимных расчетов, подписанный дебитором налогоплательщика, является основанием для обращения на него взыскания налоговой задолженности его кредитора, независимо от наличия подписи кредитора. В случае неисполнения дебитором налогоплательщика обязанности, установленной частью пятой настоящей статьи, взыскание производится на основании акта сверки, представленного налогоплательщиком.

(часть шестая статьи 64 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ЗРУ-379 — СЗ РУ, 2014 г., № 49, ст. 579)

Акт сверки взаимных расчетов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения:

наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификационные номера;

наименование органа государственной налоговой службы, где состоят на налоговом учете налогоплательщик и его дебитор;

реквизиты банковских счетов налогоплательщика и его дебитора;

сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком;

См. предыдущую редакцию.

подписи налогоплательщика и его дебитора, заверенные печатью сторон (при наличии печати), за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;

(абзац шестой части седьмой статьи 64 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 — СЗ РУ, 2015 г., № 33, ст. 439)

дату составления акта сверки взаимных расчетов между налогоплательщиком и его дебитором.

Акт сверки взаимных расчетов между налогоплательщиком и его дебитором должен быть составлен на дату не ранее даты направления органом государственной налоговой службы требования о погашении налоговой задолженности.

На основании акта сверки взаимных расчетов орган государственной налоговой службы выставляет на банковские счета дебиторов инкассовые поручения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика в размере, не превышающем задолженность перед налогоплательщиком.

Исполнение инкассового поручения органа государственной налоговой службы, выставленного в соответствии с настоящей статьей, производится в порядке, установленном статьей 63 настоящего Кодекса.

 

Статья 65. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика производится в судебном порядке на основании искового заявления органа государственной налоговой службы.

 Комментарий

См. подраздел 2 («Исковое производство») раздела II Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, раздел II («Производство в хозяйственном суде первой инстанции») Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.

См. предыдущую редакцию.

См. предыдущую редакцию.

Исковое заявление об обращении взыскания на имущество налогоплательщика оформляется в письменной, в том числе в электронной форме где указывается налоговый период, за который образовалась налоговая задолженность, и подписывается руководителем либо заместителем руководителя органа государственной налоговой службы по месту налогового учета налогоплательщика. К исковому заявлению прилагаются следующие документы:

(абзац первый части второй статьи 65 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)

выписка из имеющихся лицевых карточек налогоплательщика о наличии налоговой задолженности;

справка о наличии платежных поручений, платежных требований и инкассовых поручений.

(часть вторая статьи 65 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)

См. предыдущую редакцию.

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании судебных актов производится государственными исполнителями в порядке, установленном законодательством.

(часть третья статьи 65 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № ЗРУ-448 —Национальная база данных законодательства, 17.10.2017 г., № 03/17/448/0126)

См. предыдущую редакцию.

При выставлении государственными исполнителями инкассовых поручений на взыскание налоговой задолженности отменяется исполнение инкассовых поручений, выставленных органами государственной налоговой службы на аналогичные суммы налоговой задолженности.

(часть четвертая статьи 65 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № ЗРУ-448 —Национальная база данных законодательства, 17.10.2017 г., № 03/17/448/0126)

 Комментарий

См. судебную практику.

 

Статья 66. Списание безнадежной налоговой задолженности

Списание безнадежной налоговой задолженности производится в порядке, установленном законодательством.

 Комментарий

См. Положение о порядке определения и списания сумм безнадежной задолженности прошлых лет по платежам в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды, включая начисленные по ним пени и штрафы, по низкорентабельным, убыточным, экономически несостоятельным государственным предприятиям, реализованным инвесторам по нулевой выкупной стоимости (рег. № 1436 от 25.12.2004 г.).

Глава 11. Исполнение обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей

Нам доверяют